Под взглядом Другого

Благодаря богатому практическому опыту, французский психоаналитик Франсуаза Дольто, создаёт новый взгляд на формирование психики в раннем детстве. Во всём богатстве её концепции отводится важная роль процессу говорения. Речь идёт о том, что необходимо говорить с юным субъектом, говорить всегда и обо всём. Ребёнок имеет право на свою историю, на понимание себя, т.к. это способствует дальнейшему формированию и укреплению Я.

 

Говорить…похоже важно говорить не только с ребёнком, но и самому юному субъекту. Например, о своих рисунках. Нужно чтобы творческий продукт ребёнка находился не просто в поле зрения Другого, а именно был рассказан самим юным творцом. Иначе сам субъект так и не будет услышан. Когда ребёнок говорит, он даёт жизнь разным частям своих рисунков. Когда говорят с ребёнком о нём, то так же дают жизнь разным частям его тела, постепенно вырисовывая его индивидуальную схему. Так происходит узнавание и обозначение его самого.

В трудах Дольто присутствуют понятия «образ тела» и «схема тела». Эти понятия разводятся, но и одновременно подчёркивается их взаимодействие. Например, тело рассматривается как посредник между человеком и миром, это некая универсальность, данная всем: ноги, руки, голова и т.д. А «образ тела» это исключительно индивидуальное сочетание представлений о себе, это образы в психическом. Они представляют собой наш ранний опыт взаимодействия с близкими людьми. Словами Дольто: «…образ тела есть структурный след эмоциональной истории человеческого существа. Это бессознательное место, откуда идет вся система выражений субъекта…» И, если понимание себя искажено, то это на прямую влияет на схему тела в виде торможения или отсутствия контроля, наблюдается либидинозная спутанность и всё может дойти до полного разрушения.

Жить в схеме тела без представления образа тела, то есть без понимания себя – это как оказаться заложником самого себя и погрузиться в аутичный мир, а может, и вовсе в мир психических расстройств. Так, неуверенный в себе ребёнок будет стесняться играть с другими детьми, так как его психический образ искажён, и он, чувствуя себя недостойным общения с себе подобными, будет сторониться. Этот юный субъект лишён понимания своих черт характера, темперамента, ценности и значимости в этом мире, внутри своей семьи. Отсутствует наполненность себя, следовательно, и ощущение себя. Как итог, порой мы видим измученного человека с «обрезанными крыльями», без амбиций и притязаний на жизнь.

Дольто писала: «Схема тела — реальность, существующая de facto, она в какой-то степени — жизнь нашей плоти в контакте с физическим миром». Наш опыт индивидуален, т.к. он зависит от того что у каждого из нас имеется: здоровая схема тела или же, повреждённая, травмированная, обделённая, несоответствующая всеобще принятой условной норме. Следовательно, существует и обратное взаимодействие: схема тела влияет на формирование образа тела. Другими словами, телесное влияет на психическое. Например, вовремя УЗИ первое что попадает в поле зрения врачей и родителей — это тело, и если с ним что-то не так, то реакция близких может быть самой разнообразной. Соответственно, можно предположить, что образ тела формируется изначально под воздействием реакции близких на схему тела, так между телом и психикой есть непосредственная связь. Осознание самим ребёнком своей телесности происходит на стадии «зеркало», когда он впервые видит своё отражение и «собирает» себя воедино. А до этого у него было лишь материнское понимание схемы своего тела. Так, до осознания самим себя, мы воспринимаем себя глазами Другого, мы видим себя и относимся к себе так, как относится к нам этот Другой.

Случается, что в одном человеке может быть нарушена схема тела, но при этом образ тела остаётся здоровым. Поэтому асоциальным становится ребёнок не с нарушенной телесностью (схемой тела), а именно с нарушенной психикой, т.е. с образом тела, с восприятием себя. Его полноценная жизнь зависит от эмоционального отношения родителей к нему, от того, насколько они приняли реальность такой какая она есть. Если близкие значимые воспринимают ущербную схему тела убогой, то и посыл внутренний к ребёнку такой же. Но если родители нашли в себе силы принять ситуацию и смогли говорить с юным субъектом об этом, то схема тела вполне адаптируется под удовлетворение потребностей и желаний внутреннего Я, компенсируя, например, одни части тела другими. Так мы можем наблюдать вполне счастливых людей, которые компенсируют отсутствие рук ногами, и делают это вполне себе успешно. Вспомните, например, Ника Вуйчича.

Грамотный подход значимых взрослых к схеме тела даёт возможность ребёнку быть в стадии нарциссизма, быть субъектом желания, ощущать полноценность себя и вступать на равных в контакт с этим миром.

Схема тела у каждого представителя человечества предполагается и ожидается одна и та же.  Следует отметить, что даже выявлены среднестатистические возрастные параметры. Но! На деле ожидания могут не оправдаться, от чего и зависит либидинозная нагруженность и дальнейшее развитие судьбы влечений. Т.е. сама по себе схема тела нейтральна и не несёт никакой нагрузки. Это как бы некая функция для перемещения и взаимодействия в пространстве, осознанно или неосознанно отражая психическое.

 

автор
Марина Кузьмина
Психолог

Для записи позвоните

+7 (495) 760-13-33
Уважаемые Клиенты, если я не отвечаю на телефонный звонок, то в данный момент консультирую. Прошу вас воспользоваться формой записи ниже или отправить мне смс сообщение. Я свяжусь с вами, как только освобожусь. Благодарю.
Подробнее обо мне
Запись на прием онлайн