Психологический размер

Когда речь заходит о величине чего-либо, то мы автоматически вспоминаем своеобразное мерило, относительно которого определяются измерения. Например, имея в понимании среднестатистический рост населения, мы можем судить о себе: нормальный я, как все, или высокий/низкий относительно средне выверенной величины. Другими словами, а нормально ли всё со мной, или что-то не так? Могу ли претендовать на блага этой жизни наравне с остальными?

 

Приходилось ли вам когда-нибудь стоять рядом с человеком значительно выше вас и разговаривать снизу-вверх? Или, может быть, вести диалог с собеседником значительно ниже вас ростом? Повспоминайте, не торопясь…

Я думаю, что это в корне два разных ощущения: когда ты возвышаешься над кем-то, чувствуя свое превосходство, или же когда ты значительно ниже ростом и словно становишься незначительным, маленьким человеком, которого никто не воспринимает всерьёз. В любом случае, разговор неравных способен вызвать множественные эмоции у обоих собеседников.

Писателю Дж. Свифту в своём романе «Путешествия Гулливера» удалось тонко подметить, как несправедливо отношение людей к тем, кто хоть как-то от них отличается. Автор высмеивает человеческую мелочность, ограниченность восприятия, наличие стереотипов и предрассудков. Видимо уже тогда, в 18 столетии велись размышления о наличии, так называемого, «психологического размера» человека.

То, как мы ощущаем свой размер внутри себя не так очевидно на первый взгляд, но он, помимо нашей воли, принимает активное участие в жизнедеятельности.  К примеру, согласитесь, что субъективное ощущение себя, своей самости может помешать с уверенностью добиться желаемого, выстроить отношения с окружающими, зайти с прямой спиной к вышестоящему руководству, выбрать путёвки в достойные отели и т.д. Это как раз-таки та часть нашего внутреннего «я», которая даже при наличии возможностей, делает цель недостижимой.

Таким образом, принимая средне выверенный идеал за образец, мы ограничиваем себя в принятии возможностей и разнообразия этого мира. Мы сковываем себя, не давая раскрыться внутренним ресурсам. Сдерживаемся в проявлении своих желаний, боясь навлечь осуждение общества. Маленький внутренний размер лишён широких жестов и обречён на мелкие шаги. Мир «маленького человека» скуден и ограничен.

Вероятно, вы скажете, что эталоны и ориентиры просто необходимы обществу для мирного существования, для понимания происходящего в виде стен, на которые можно опереться и сравнить, мол, а у меня вот так, как у всех, следовательно, со мной все нормально. И будете правы! Но так уж сложилось, что, зачастую, оценка самих себя зависит от сравнения себя с другими. Наш психологический размер – это внутреннее субъективное переживание своего размера, зависящее от стандартов оценки и сравнения. Увы…

Сам по себе человек и общество в целом дуально, так как в отношении себя приятно видеть скорее Величие, нежели человеческую Мелочность. Но вот парадокс: в отношении другого, все совершенно наоборот. Встаёт немой вопрос: готов ли я быть бОльшим или проще остаться в стороне, в тени? С кем он (другой) себя идентифицирует: «тварь…дрожащая, или право имеющая»?

Другой пример. В сказке Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» главная героиня периодически задаётся вопросом «Кто я?» Как думаете, почему так важно узнать ответ на этот вопрос? Отвечу. Всё дело в том, что Алиса то постоянно уменьшалась, то увеличивалась в своих размерах, становясь слишком маленькой чтобы с ней считались, или слишком большой. Таким образом, она либо выделялась и представляла угрозу, либо слишком не выделялась, становясь чужой для окружения.

Изменения в росте напрямую влияли на её ощущения себя и на свою идентичность. Поразительно, но Алиса не узнавала себя в других героях, а они, в свою очередь, себя в ней. Окружающие были ей не понятны, и она никак не могла ни с кем себя идентифицировать. Всё казалось перевёрнутым с ног на голову. Спутанность идентичности приводила к растерянности, и к непониманию как выстроить свое поведение.

Алиса никак не могла стать «такой как необходимо», оставаясь то слишком большой, то слишком маленькой. Её растерянность хорошо отображена в словах: «Просто не знаю, кто я сейчас такая. Нет, я, конечно, примерно знаю, кто такая я была утром, когда встала, но с тех пор я всё время то такая, то сякая – словом, какая-то не такая.» Психологическая болтанка лишила её всего, на что она привыкла ориентироваться. Создавшаяся психическая турбулентность встряхнула и погрузила её в непривычные условия, где самоидентификация пошатнулась, и девочка стала сомневаться не только в происходящим вокруг, но и в самой себе.

Выходя ежедневно в мир, мы поневоле оказываемся среди «белых кроликов» и «чеширских котов», у каждого из которых своё понимание и представление о том, как прожить эту жизнь. И, не успеваем мы оглянуться, как оказываемся в потоке чужих представлений, где собственному представлению уже и места не остаётся. Автор нам показывает, как Алисе сложно найти хоть какую-то точку опоры в окружающих, так как видит, что их и её размеры постоянно меняются.

Возвращаясь в нашу жизнь, это как раз-таки те случаи, когда, к примеру, женщины то наращивают грудь, то уменьшают. Да, да! Пластическая хирургия, мода и новые технологии современного мира уводят нас в зазеркалье, страну нестабильности, где ни в чём нет опоры – всё меняется со скоростью света. И лишь когда мы в привычной для нас обстановке, там, где нет сравнения и навязывания, там, где есть возможность прислушаться к себе, наш психологический размер стабилизируется, и возвращается чёткое понимание себя и своих предпочтений. Нас никто не сбивает столку, ведь только в сравнении с чем-либо мы или велики, или малы.

Как же тогда оставаться при самом себе, как сохранять свою идентичность, как быть собой если вокруг всё так изменчиво?

Наше Я формируется через реакцию другого значимого человека. Например, в детстве мы принимаем за аксиому всё сказанное родителями, минуя критику.  Через их взгляд и слова приходит понимание себя. Будучи ребёнком автоматически идентифицируем себя с их точкой зрения, с их взглядом и др. Именно отсюда у нас возникает понимание неких эталонов, на которые необходимо равняться и к которым стоит стремиться.

Наш психологический размер имеет зависимость от взгляда другого, и если во взгляде этого другого мы находим осуждение, то большая вероятность испытать стыд, неловкость, отвержение. Именно эти чувства вызывают желание исчезнуть или «провалиться сквозь землю». Разочаровывая другого, мы падаем в его глазах. Но если идентифицироваться с ним, другими словами согласиться и принять его позицию, то это приведёт к искажениям и потери себя.

Искажения всегда играют злую шутку с людьми. Наличие стереотипов подразумевает определённого рода ожидания, делая нас слепыми. Физический размер рождает фантазии и неверное толкование. Например, мы часто на человека большого роста, навешиваем ярлык: большой — значит уверенный, сильный, защищающий или наоборот, угрожающий. И при этом совсем можем не замечать его ранимость, эмпатичность, нежность и даже инфантильность. Поэтому нас всегда будет удивлять Моська, лающая на Слона или же Слон, позволяющий на себя лаять.

Хочется закончить свои размышления словами Чеширского кота:

— А где я могу найти кого-нибудь нормального?
— Нигде, — ответил Кот, — нормальных не бывает. Ведь все такие разные и непохожие. И это, по-моему, нормально.

автор
Марина Кузьмина
Психолог

Для записи позвоните

+7 (495) 760-13-33
Уважаемые Клиенты, если я не отвечаю на телефонный звонок, то в данный момент консультирую. Прошу вас воспользоваться формой записи ниже или отправить мне смс сообщение. Я свяжусь с вами, как только освобожусь. Благодарю.
Подробнее обо мне
Запись на прием онлайн