«В тот день я пришёл в этот мир,
Но я не родился, я просто воскрес.
Спросите меня, кого моя мать
Хотела увидеть, рожая меня.
Нет, не меня, а другого, того,
Кто радость принёс бы ей.»
Рене Фере.
В СМИ никогда не промелькнёт репортаж о том, как удачно приземлился самолёт, или про тихую спокойную семью, в которой ничего не выходит за рамки социальных норм. Так и ситуация с замещающими детьми протекает тихо, незаметно, не привлекая внимания. Ведь в них нет угрозы для общества, нет риска для жизни в целом. Но сам статус замещающего ребёнка уже содержит в себе опасность для формирования психологически здоровой личности.
Давайте представим ситуацию, где счастливая пара произвела на свет долгожданного малыша. Новоиспечённые родители строят планы, мечтают о будущем – в их дом вошла радость. Но вскоре малыш умирает, оставляя пустоту и боль утраты. Горе становится настолько невыносимым, что единственным средством спасения кажется рождение нового ребёнка. Этот ребёнок и становится замещающим.
Зачастую он рождается буквально через 9 месяцев после похорон умершего. И, не успев опомниться от горя, родители называют его тем же именем. Новорождённого поневоле начинают сравнивать с предыдущим носителем имени, то подгоняя, то укоряя его в несоответствии. Малыш начинает путаться в своих желаниях и чужих ожиданиях, грустит от своего несовершенства. Он ещё не знает, что вместе с именем он получил судьбу, никак не связанную с ним, что его лишили права быть собой, потому что он должен стать предшественником, умершим родственником.
Вся ситуация замещающего ребёнка усложняется тем, что он не сразу понимает всю серьёзность происходящего. В его жизни просто возникают нежеланные закономерности, которые он не связывает со своей историей рождения. Например, не складываются межличностные отношения, не может найти себя в этом мире, не чувствует в себе сил и уверенности для жизни, постоянные сомнения и страх за жизнь. Но зато эти люди знают где находится ближайшая поликлиника, являются специалистами по домашним аптечкам и знают все симптомы всевозможных заболеваний. И ведь действительно с момента рождения их преследуют телесные проявления в виде постоянных мигреней и вечного упадка сил.
Всё начинается с того, что ребёнок рождается в ситуации, которая сложилась ещё до его рождения и из которой очень непросто выйти. Её даже трудно увидеть, т.к. она воспринимается человеком как что-то само собой разумеющееся, естественное, не мешающее. Горюющая мать или отстранённый отец воспринимаются как норма, а по факту новое дитя стало заложником родительского горя и депрессии. Ребёнок несёт траур вместе с родителями, посещая кладбище и оплакивая ушедшее дитя. С самого рождения он обречён на скорбь и траур, ведь он рождён в мир, обращённый в прошлое, в котором буквально боготворят образ умершего.
С самого начала ребёнок как бы лишается самого себя, своей идентичности. Возникает путаница: где я, а где мой предшественник? Его постоянно преследует ощущение что он занял чужое место, а собственная идентичность кажется несуществующим мифом. Человек постоянно задаётся вопросом: «Если я это не я, то кто я?»
Трагедия вновь рождённого ребёнка в том, что он не принадлежит себе и не имеет на это право. Он как будто приговорён к небытию, его нет. Ему никогда не испытать на себе родительскую гордость за свои успехи, никогда не понежиться в любящем и поддерживающем взгляде родителей, так как это по умолчанию невозможно. Он всегда будет вторым, везде и во всём, а то и мёртвым, не важным и не значимым. И как бы он не старался, он никогда не станет первым. Он никогда не сравнится с эталоном родительской гордости. Он навсегда останется в глазах родителей заместителем старшего, умершего ребёнка.
Замещающий ребёнок лишён шанса заслужить у родителей похвалу или одобрение. Его просто встраивали в семейную атмосферу траура и просили не только скорбеть, но и принимать участие в идеализации того, с кем приходилось ему соперничать. Идеализация в этих семьях служит психологической защитой, помогающей держаться вместе и на расстоянии от чувства гнева по отношению к умершему. Сложно соперничать с замечательным ребёнком, соединившим в себе все добродетели и таланты мира. Мёртвый, в понимании родителей, был бы обречен на успех, а вот успех живого ребёнка – это преступление против памяти об умершем, попытка занять его место в сердцах родителей.
Как быть тогда живому ребёнку? Он постоянно живёт в надежде привлечь родительское внимание, стать их гордостью. Так день за днём складывается его взаимоотношение с миром и формируется модель поведения. Замещающим детям свойственно либо быть сорванцом в юбке, потому что мама ждала мальчика, а не девочку; либо играть роль вечного шута, или ловеласа обольстителя, так как малыш пытался привлечь материнское внимание всеми способами; либо часто болеть и быть немощным, потому что постоянно искал доказательства своего существования. К сожалению, старания детей тщетны если у родителей не запущен процесс горевания. Пока они не проживут свою боль, умерший всегда будет между матерью и вторым ребёнком.
Есть и вторая стороны ситуации, где родители по-прежнему не видят ребёнка, но смерть первенца так сильно потрясла их веру в себя, что они становятся гиперопекающими. Второй ребёнок просто обязан выжить любой ценой. Мать становится преследующая и не даёт ребёнку личного пространства, ждёт от него компенсации своей глубокой эмоциональной неудовлетворенности, требуя полного подчинения. Нужно было чтоб второй всегда находился возле матери, иначе «что-нибудь случится». Ребёнку в прямом смысле становилось нечем дышать.
Результатом такой крепкой связи становится инфантильность, недоразвитость, привязанность к дому, пассивность и зависимость. Все эти дети были убеждены в том, что они ни на что не способны и мир полон непредсказуемых опасностей. Ребёнок впитывает страх за свою жизнь и живёт в полной уверенности собственной никчёмности.
Некоторые родители упрекают ребёнка в его существовании: «Ты бы не родился, если твой брат/сестра не умер». Такой контрольный родительский выстрел приводит к окончательному разочарованию в собственном существовании и потери себя как личности. А взамен приобретается стабильное иррациональное чувство вины.
Итак, замещающий ребёнок – это ребёнок, рождённый в атмосфере незавершенного траура, с предназначением занять место умершего и не быть собой. И самое необъяснимое, это чувство вины, навязанное из вне.
Как новому малышу понять, что его любят, если его всё время игнорируют, отвергают и пресекают? Откуда можно точно знать, что любят тебя, а не умершего? Как стать кем-то, если вместо поддержки всегда критика? Как заявить о себе, как показать себя этому миру, если ты всегда не к месту? Как на что-то претендовать, если ты уже провинился?
Можно сказать, что судьба сыграла с ним злую шутку, изначально планируя его в качестве заготовки под воссоздание образа умершего. Его уже при рождении лишили выбора и рожали «мёртвым». Жизнь замещающего ребёнка превращается в борьбу за свою идентичность, за место в обществе, за право быть собой, за свои ценности и свои мечты.
Справиться с последствиями этого состояния может помочь только психотерапевтическое лечение, потому что никакой биологический способ лечения не сможет исправить те обстоятельства, жертвой которых стал замещающий малыш. С психологическими проблемами можно справиться только с помощью психологического подхода.
Для записи позвоните
+7 (495) 760-13-33